Кто такой Дед Мороз?

Кто такой Дед Мороз?

На Кипре его называют Василием, в Белоруссии — Зюзей, в Словакии — Ежишеком, а в Финляндии — и вовсе рождественским козлом Йоулупукки. Вы еще не поняли? Речь идет о самом обыкновенном Деде Морозе. Старик с кучей подарков в заплечном мешке не только абсолютный любимец детей, но и один из самых известных и коммерчески успешных российских брендов.

ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА

Даже не верится, что прообразом доброго Дедушки Мороза стал пренеприятнейший во всех отношениях тип — языческий символ лютого холода Студенец (он же Трескунец, Позвизд и Зимник). Вредный старик воровал детей, уничтожал скот и вымораживал плодородные земли, и наши предки были вынуждены задаривать его едой с целью предотвратить возможные напасти. Со временем злодей подобрел и превратился хоть и не в очень щедрого, но вполне симпатичного рождественского деда. Классический же Дед Мороз, каким мы его знаем и любим, появился на свет благодаря большевикам. Как известно, после революции «неблагонадежное» Рождество заменили на идеологически правильный Новый год и по этому поводу назначили «специально разработанного» деда — доброго и щедрого Мороза Ивановича.

Образ получился и вправду достойный: высокий длиннобородый старик в синем тулупе, разъезжающий на тройке с мешком подарков за плечами. С тех пор Дед Мороз — желанный гость в каждом доме.

МЕГАПОПУЛЯРНОСТЬ

Кто такой Дед Мороз?Нет ничего удивительного в том, что дедушка, раз в году исполняющий самые заветные желания детишек, моментально стал популярным брендом. Причем, заметьте, у Мороза нет ни владельцев, ни конкурентов, а значит, и воспользоваться этой «маркой» спокойно могут все желающие. На протяжении трех месяцев (ноябрь, декабрь, январь) знаменитый дед бесконечно мелькает в рекламных роликах, а его изображение красуется на одежде, обуви, канцтоварах и многочисленных сладких подарках. Да что там подарки — разработанный в конце 90-х турпроект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» в 2010 году был признан самым успешным региональным брендом, а услугой «Поздравление от Деда Мороза», которую предлагает «Почта», ежегодно пользуются более 250 тысяч родителей. А сколько в социальных сетях пользователей оставляют статусы про себя ассоциируясь при этом с Дедом Морозом!? Об игрушках и говорить нечего! Перед Новым годом прилавки буквально ломятся от всевозможных «Морозов Ивановичей» — пластмассовых, резиновых, керамических, плюшевых и даже деревянных. В общем, деньги на «дедушке» зарабатываются просто огромные. Правда, вот в связи с тем, что маркой может пользоваться кто угодно, репутация Мороза нередко бывает подмочена. Взять, к примеру, шоколадные фигурки, в которых самим шоколадом иногда даже и не пахнет: нет ничего удивительного в том, что покупатели порой предпочитают импортного и действительно вкусного Санту. А жаль — ведь именно российский сладкий дед, придуманный на фабрике Абрикосова, более 100 лет слыл эталоном качества.

ЗАОКЕАНСКИЙ ДЕД МОРОЗ

Вот такой смешной Дед мороз у финовСамый известный конкурент Деда Мороза — Санта-Клаус — своим происхождением обязан, как ни странно, голландским переселенцам. Переехав в США, они исправно чтили традиции и каждый год 6 декабря отмечали День св. Николаса («Синтерклааас» дословно переводится как «Святой Николай»), считавшегося покровителем детей. А за пределы эмигрантского сообщества персонаж вышел благодаря нью-йоркскому протестантскому священнику, преподавателю литературы Роджеру Муру. Услышав от своего у слуги-голландца о чудесах Николаса, Мур так вдохновился этой историей, что сочинил для своих шестерых детей настоящую балладу о Санте под названием «Рождество на пороге». Сказка о добром волшебнике, который в праздничную ночь закинул в дома бедняков мешочки с монетами, понравилась не только семье Мура, но и его друзьям. Один из них без ведома автора даже решил опубликовать стихотворение в небольшой местной газете. Успех был просто невероятным — сказку перепечатали множество журналов, а в 1824 году это произведение даже издали отдельной книгой. Первое же современное изображение Клауса появилось спустя почти 40 лет — в 1862 году карикатурист Томас Наст нарисовал Санту для обложки популярного тогда журнала Harper’s Weekly. Симпатичный дед с длинной бородой и мешком за плечами понравился всем американцам без исключения, но настоящая популярность была впереди. В 80-х годах 19 века в продажу поступили первые цветные открытки с Санта-Клаусом, и это был абсолютный хит: в Америке, а затем и за ее пределами началась повальная Санта-мания. Сначала добродушный толстяк рекламировал минералку и имбирное пиво, затем стал «продавать» Соса-Соlа (и делает это по сей день), а потом и вовсе занялся раскруткой электробритвы известной марки.

Вобщем, дед без дела не сидел. И, конечно же, он не оставил без внимания «родную» Лапландию: никому неизвестная финская провинция со временем превратилась в место паломничества, которое ежегодно посещают более 400 тысяч туристов. В результате такой коммерческой активности в 2005 году Санта-Клаус занял первое место в рейтинге богатейших вымышленных персонажей, а чуть позже был признан самым раскрученным и популярным мировым брендом.

{social}

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.