Развиваем тактильные ощущения малыша

Развиваем тактильные ощущения малыша

Развиваем тактильные ощущения малышаПервое знание о мире, которое останется с малышом на всю жизнь, кроха получает сразу же после рождения через прикосновения. Кожа новорожденного — самый главный орган чувств, с помощью которого малыш воспринимает все, что его окружает. Ребенок познает мир на ощупь, еще будучи у мамы в животике. С третьего месяца внутриутробной жизни ребеночек трогает себя, засовывает ручки в ротик, сосет пальчик. И чем большее количество разнообразных предметов или поверхностей попадет ему в пальчики вскоре после рождения, тем больше он и узнает. Именно поэтому очень важно развивать тактильную чувствительность с самого рождения.

А когда вы попробуете 5-6 видов, можно начинать их чередовать. Для этого просто насыпьте крупы на противни или в неглубокие миски и шагайте с ребенком из одной в другую.

1—3 месяца

Что может быть лучше для малыша, чем массаж, сделанный нежными мамиными руками! Именно с этого приятного занятия начинают многие новоявленные родители. Через 2-3 недели ваши движения будут более уверенными, и вы сможете попробовать и более оригинальные способы массажа,

  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАЗЛИЧНЫЕ КАТАЮЩИЕСЯ ПРЕДМЕТЫ. Маленькие мячики (гладкие, «шипастые»), карандаши, фасоль, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент« маленький, им можно гладить все тельце малыша, если большой — используйте его только для спинки.
  • ПРЕДЛОЖИТЕ, КРОХЕ И «САМОМАССАЖ». Для этого насыпьте на пеленку крупу и положите на нее малыша. Если он уже начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы ненароком он не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, детку можно класть как на спину, так и на живот. Малыш будет ползать по крупе, получая массу новых тактильных ощущений. Вы можете менять размер крупы: начать с самой мелкой, например, пшена. Затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, фасоль. Давать полежать на крупе надо немного, чтобы крохе не стало больно и неприятно.
  • ПО КРУПЕ МОЖНО ХОДИТЬ И ПРЫГАТЬ. В этом возрасте еще силен «шаговый» рефлекс: малыш, которого держат вертикально под мышки, начинает перебирать ножками, касающимися поверхности, как бы шагает.

ВАЖНО! На одном виде крупы надо давать полежать или «походить» малышу несколько дней по 2-3 минуты, чтобы он полностью с ней освоился. После этого переходить на следующий.

2—6 месяцев

В этот период малыш стремится потрогать любые предметы, попавшие ему под руку. Пользуйтесь этой возможностью при любом удобном случае.

ИЗУЧИТЕ КВАРТИРУ. Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним по дому, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям: стена, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик, — все это подарит крохе возможность узнать больше о том, что находится вокруг него.

А из каких интересных материалов могут быть сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен. А малышу все внове и все любопытно. Конечно, не забывайте называть то, что он трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только ручками — малыш будет развиваться лучше, если в эту же игру вы включите все его тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, а по третьим — прыгать или от них отталкиваться (с помощью мамы, которая держит свое чадо под мышки).

Не стоит ограничиваться лишь пеленкой или одеяльцем — дайте крохе возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла из разнофактурных кусочков — они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Кстати, когда ребенку исполнится 2-2,5 года, такое лоскутное одеяло можно распороть на кусочки и играть с ними в тактильную «угадайку»: предложить малышу на ощупь, не глядя, подбирать лоскутки по парам.

ФАКТ! Психологи утверждают, что каждый взрослый человек нуждается ежедневно минимум в 4-6 любых позитивных тактильных контактах: объятиях, ласках, поцелуях, похлопываниях, поглаживаниях, просто дружеском рукопожатии. Для новорожденного младенца этот показатель можно смело умножать на десять!

От 8 месяцев

Малыш уже научился сидеть и свободно манипулировать своими ручками. Для развития тактильных ощущений используйте занятия рисунком и аппликацией, а также простые пальчиковые упражнения.

РИСОВАНИЕ

  • ПОДГОТОВЬТЕ БЕЗОПАСНЫЕ КРАСКИ. Выберите нетоксичные пальчиковые краски. Еще лучше — сделайте «съедобные» из детского творожка, добавляя в него пищевые красители (томатная паста для красной краски, куркума для желтой, шпинат — зеленой и т. д.).
  • РИСУЙТЕ ПАЛЬЦАМИ. А уже к двум годам начинайте осваивать кисточки. Предоставьте юному художнику право творить самостоятельно. Для этого положите на лист бумаги несколько густых капель краски и покажите, как ее размазывать. Через некоторое время он поймет, что от него требуется, и будет с радостью мазюкать разноцветными пальчиками по листу. А через какое-то время начнет и достаточно сознательно проводить те или иные линии.
  • ПОДГОТОВЬТЕ БУМАГУ. Это необязательно должен быть белый альбомный лист. Кроха с удовольствием будет рисовать и на оберточной бумаге, и на старых газетах, и на кусках обоев. А чтобы малыш не расписал в доме все стены, двери и пол, приучите его сразу же к тому, что делать это надо на специальных листах. При этом не стоит ограничивать место рисования: хочет малыш рисовать на полу — застелите ему пол, хочет на стене — повесьте листы на стену. Удовлетворив свое любопытство и «творческий зуд», остальную часть квартиры кроха оставит в покое.
  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОДРУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Рисовать можно не только на бумаге. Насыпьте толстый слой песка, муки, мелкой крупы — и покажите малышу, как рисовать на нем пальцами или палочками. В эту же крупу, кстати, можно прятать мелкие игрушки (вроде киндер-сюрпризов) и предлагать крохе их разыскать. Перебирая крупу, он будет великолепно тренировать моторику.

ВАЖНО! Нем больше лист, тем крохе интереснее. Вообще-то, и психологи, и преподаватели рисования советуют детям дошкольного возраста рисовать исключительно на листах формата АЗ и больше — маленькие листы «зажимают» ребенка и его творческие способности, мешают правильному развитию моторики руки.

Также можно приобрести ребенку домашнее животное. Просто скажите себе: куплю вислоухого котенка и у вашего малыша появится не только маленький друг, но и прекрасная «мягкая игрушка».

АППЛИКАЦИЯ

  • ПОДБЕРИТЕ МАТЕРИАЛЫ. Для аппликации вам понадобятся: лист бумаги (лучше формата А3), клей в бутылочке с наконечником и нарезанные разноцветные разнофактурные кусочки ткани, ленточек, ниток, цветной бумаги, конфетных фантиков, фольги, ваты. Кусочки должны быть небольшими, 2-3 см, и разной формы. В теплое время года можно использовать листики, травинки, лепестки цветов, семена, ягоды, мелкие шишки, каштаны, желуди.
  • НАЧИНАЙТЕ ТВОРИТЬ. Разложите перед малышом весь материал, дайте ему рассмотреть его, пощупать, потрогать, даже попробовать на вкус. Предложите выбрать те кусочки, которые понравились больше всего. Затем положите перед ним лист бумаги и покажите, как выдавливать из тюбика капельки клея. Вполне возможно, что на этом моменте ваши первые занятия будут заканчиваться. Не спешите, не заставляйте кроху делать все сразу, ведь он способен удерживать произвольное внимание не более 2-3 минут. Вы можете отложить выбранные им лоскутки и продолжить на следующий день. Когда малыш освоил процесс выдавливания капелек и приклеивания на них кусочков материала, обратите его внимание на то, какие кусочки лучше смотрятся рядом друг с другом.
  • ПРЕДЛОЖИТЕ КРОХЕ АППЛИКАЦИОННЫЙ КОНСТРУКТОР. Вам понадобятся: кусок фетра (или любой другой ворсистой ткани) размером 50 х 50 см, разноцветные разнофактурные лоскутки, липучка, которую вы приклеете или прикрепите к лоскуткам с помощью степлера. Покажите малышу, как лоскутки крепятся на фетр. Теперь он может создавать свои картинки. Такой конструктор можно давать крохе уже с полугода.

ВАЖНО! Самая распространенная ошибка взрослых — создание тематической картинки или узора, которую они приклеивают за своего ребенка. «Желтый кусочек — солнышко, а из зеленых сделаем травку…» Позвольте малышу творить самому.

КУЛАЧКИ И ЛАДОШКИ

Ручки новорожденного малыша практически все время сжаты в кулачки. Но по мере того, как мышечный тонус ослабевает (к 3 месяцам), ладошки раскрываются, а сам кроха учится делать это произвольно, по своему желанию сжимая или распрямляя пальчики. Также, если поначалу все, что коснулось его ладошки, кроха крепко сжимает благодаря хватательному рефлексу, то через некоторое время он начинает выбирать и размышлять, стоит ли брать приглянувшийся предмет и как это удобнее сделать. Здесь очередная задача родителей в том, чтобы помочь малышу научиться сжимать и разжимать ручки по своему желанию. Тут в первую очередь надо обратить внимание на тонус мышц руки и кисти.

Если тонус повышен, крохе будет трудно разжать кулачок, а если схваченный предмет имеет острый край или даже просто выступ, ребенок может пораниться — с такой силой он сжимает попавшее ему в руки. Если тонус снижен, малыш не сможет удерживать предметы — они будут просто выпадать у него из ручек. Если вы заметили, что это происходит с вашим младенцем, проконсультируйтесь у невропатолога и делайте расслабляющий (при гипертонусе) или, наоборот, тонизирующий (при гипотонусе) массаж и специальную гимнастику.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Месяцев с 8-9 вы можете начать развивать кроху играми, способствующими расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «КРАСИМ ЗАБОР» — движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево;
  • «ПОГЛАДИМ КОТЕНКА« — плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой;
  • «КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДИЧКУ» — пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Покажите крохе, как выполнять эти движения. Сначала можно сделать это с игрушками, например гладя любимого плюшевого зверенка и говоря ему ласковые слова. А потом переходите к абстрактным движениям.

{social}

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.