Зачем учить ребенка рукоделию?

Зачем учить ребенка рукоделию?

Зачем учить ребенка рукоделию?Желание освоить новые виды рукоделия обостряется у мам, как правило, во время беременности и отпуска по уходу за ребенком. Это занятие не только отвлекает от пеленок, но и позволяет сделать что-то красивое своими руками. Совсем иную роль оно играет в жизни маленьких мастеров и мастериц. О пользе ручного труда для мелкой моторики и общего развития написаны тонны статей и тома научных работ. К тому же рукоделие — это творчество, оно куда интереснее пальчиковой гимнастики, рисования солнышек и лепки куличиков. Как и с чего начинать воспитание будущей Марьи- искусницы и Данилы-мастера?

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ РУЧНОГО ТРУДА

МЕЛКАЯ МОТОРИКА. О ее важности говорит тот факт, что центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображение — то есть за ключевые способности, — тесно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

ВНИМАНИЕ И ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Аккуратная, мелкая и тонкая ручная работа развивает внимание, организует и дисциплинирует мышление; у тех малышей, кто любит кропотливый труд, речь ясная, точная.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. Выбор материала, подбор цветов, создание гармоничной композиции будят творческое начало, присущее всем детям.

ПРИУЧЕНИЕ К ТРУДУ. Занятия ремеслами и рукоделием воспитывают терпение, усидчивость и волю.

СБЛИЖЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Когда вы обучаете чадо тому или иному виду рукоделия или ремесла, это обогащает ваши отношения: вы теперь не просто родитель и ребенок, но и наставник и ученик. Это вас сблизит, конечно при условии, что вы не станете форсировать события, стараясь научить ребенка всему и сразу.

ПЕРЕДАЧА ОПЫТА. Обучение азам традиционных ремесел знакомит ребенка с историей, расширяет его кругозор и укрепляет связь поколений.

? ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. Привлечение к ручному труду в раннем возрасте — способ занять ребенка чем-то действительно интересным и полезным (вместо, например, бессмысленных телепередач).

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. Ручной труд развивает пространственное воображение. Недаром множество математических идей почерпнуты из ремесел, таких как вязание, вышивание крестом, вышивка лентами.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА. Вещи, сделанные своими руками, могут стать прекрасным подарком друзьям и родным. Ребенку это доставит массу положительных эмоций.

КАК ОБУЧАТЬ РЕМЕСЛАМ

Возраст мастерства. Как показывает практика, начинать обучение ремеслам и рукоделию можно уже с двух-трех лет, постепенно переходя к более сложным приемам. Скажем, учить вязать крючком (большого размера и с использованием толстой пряжи) простые цепочки можно уже в два года, к четырем-пяти ребенок уже способен сам вязать небольшие изделия. В три-четыре года малышу вполне по силам освоить простую вышивку (крупными пластмассовыми иглами на картоне), основы плетения (начиная с бумажных полос и усложняя до макраме) и мокрого валяния.

История вопроса. Чтобы пробудить интерес к ремеслам, углубитесь в историю. Например, расскажите дочке или сыну, что уже с четырех лет на Руси девочек учили ткать; что на Востоке только мужчинам разрешалось заниматься золотым шитьем, а искусство макраме родилось из невинного развлечения матросов на кораблях.

Продолжительность занятий. Важно помнить, что маленькие дети (2—4 лет) могут концентрироваться на чем-то не более 15—20 минут, после чего внимание малыша нужно переключать, чтобы занятие не наскучило и уж конечно не вызвало отвращения. Приготовьтесь к тому, что основную часть работы придется выполнять вам, ребенок же будет на подхвате. Со временем доверяйте малышу более сложные операции.

Использование заготовок. В продаже есть специальные наборы для детского твор¬чества, В них обычно входит все необходимое для данного вида рукоделия. Например, есть наборы для вышивки крестом и гладью, для создания открыток, для плетения из фольги и бумажных веревочек, флисмастер.

Моральная поддержка. Первые шаги в новом деле даются с трудом. Задача родителей — заинтересовать и увлечь кроху. Проявите максимум терпения и друже¬любия, Побольше юмора на занятиях. И непременно — похвала и поощрение!

От простого к сложному. Переходите к сложным приемам только после того, как ребенок освоит азы ремесла.

Техника безопасности. Не оставляйте ребенка одного в окружении игл, спиц, ножниц и других острых предметов. Ребенок должен четка,уеяоить, что инструменты не игрушки, они могут быть опасны. Все занятия должны проводится в специально отведенном для этого, хорошо освещенном месте. Все материалы после занятия важно убирать — так вы заодно приучите ребенка к аккуратности.

Личный пример. Если мама вяжет, плетет или валяет из шерсти, она может показать ребенку созданные ею вещи. Увидев такую красоту, малыш захочет повторять за мамой.

Виды рукоделий

ЛЕПКА

Начальные представления об этом ремесле дает лепка из пластилина или глины. А обучаться собственно керамике можно начиная с трех лет. Маленьким не спешите покупать гончарный круг. Для первых опытов приобретите специальный набор, в который входят гипсовый порошок для отливки изделий (фигурок, магнитов, панно, тарелок), краски для росписи и кисти. Занятия керамикой учат взаимодействовать с обьемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета. А полученные навыки можно использовать и в других ремеслах, например в изготовлении мыла или свечей.

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Учиться вязать крючком лучше из толстых шерстяных ниток (крючок должен быть в два раза толще нити). Самое простое изделие — цепочка, которую можно использовать в качестве пояса для любимой куклы, делать из нее аппликации и узоры. Набор петель на спицы детям освоить сложнее, чем провязывание петель. Поэтому взрослому проще самому начать работу. Расскожите малышу сказку про птичек-птиц, которым бопьно, когда их сжимают. И ниточки должны дышать, тогда они будут послушными и с удовольствием сыграют в волшебные узоры.

А представьте насколько положительное влияние окажет на вашего малыша, то что вы вместе, например, свяжите какую-либо скатерть или разошьете вместе детский матрас в кроватку и т.п. Вариантов совместного творчества огромное количество.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

Поскольку бисер очень мелок (а с мелкими предметами детям до трех лет играть опасно), бисероплетение считается неподходящим для малышей, но ведь начать можно с простого — нанизывания крупных бусин на толстую нить или леску (обязательно в присутствии взрослых!) После трех лет можно использовать бусины диаметром 5 мм. Чтобыне напрягать детские глаза, важно устраивать перерывы в работе и учить ребенка гимнастике для глаз.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.